Народный контроль в СССР

Комитет народного контроля СССР

Комитет народного контроля — один из органов системы государственного контроля в СССР. Выполнял функции контроля за выполнением государственных планов, нарушением дисциплины, выявлением хозяйственных резервов, расходованием ресурсов.

Комитет народного контроля возглавлял систему народного контроля в СССР, то есть осуществлял контроль за работой аппарата советского государственного управления и его должностных лиц, должностных лиц колхозов и иных кооперативных и общественных организаций в форме систематической проверки хода выполнения государственных планов, правильности и экономности расходования трудовых, материальных ресурсов и денежных средств, совершенствования и удешевления аппарата управления, обеспечения соблюдения государственной дисциплины и законности. 

В соответствии с Программой КПСС 1961 народный контроль построен на сочетании государственного контроля с общественной инспекцией на местах, т. е. в деятельности его органов переплетаются государственные и общественные начала; наряду со штатным аппаратом создаются нештатные отделы по отраслям хозяйства, науки и культуры, постоянные и временные комиссии, в которых работают общественники; меры общественного воздействия (предупреждение, обсуждение материалов о проступках на собраниях коллективов трудящихся, общественных организаций) сочетаются с мерами государственного воздействия на нарушителей государственной дисциплины (наложение денежного начёта, отстранение от должности и др.).

В декабре 1965 года Верховный Совет СССР принял решение о преобразовании органов партийно-государственного контроля в органы народного контроля. Деятельность системы органов народного контроля была определена законом «Об органах народного контроля в СССР» от 9 декабря 1965 года, Положением об органах народного контроля в СССР, а также законами союзных и автономных республик.

В новой Конституции СССР 7 октября 1977 года предусматривалось усиление народного контроля. На второй сессии Верховного Совета СССР десятого созыва 30 ноября 1979 года был принят Закон СССР «О народном контроле в СССР». Закон устанавливал, что органы народного контроля образовываются по территориальному и производственному признакам. Cфера деятельности органов распространялась на все отрасли управления.

На пятой сессии Верховного Совета СССР 16 мая 1991 года был принят закон о Контрольной палате СССР, которая получала право контроля за использованием государственного бюджета. В декабре 1991 года Контрольная палата была упразднена.

Комитеты народного контроля создаются в союзных и автономных республиках, краях и областях, в автономных областях организуются также окружные, городские и районные комитеты, группы и посты народного контроля при сельских и поселковых Советах депутатов трудящихся, на предприятиях, в колхозах, учреждениях и воинских частях. 


Структура системы народного контроля  

Комитет народного контроля СССР;

Комитеты народного контроля союзных республик (функции Комитета народного контроля РСФСР выполнял Комитет народного контроля СССР);

Комитеты народного контроля автономных республик, краев, областей, автономных областей, округов, городских и районных комитетов народного контроля, а также;

Группы и посты народного контроля при сельских и поселковых Советах депутатов трудящихся, на предприятиях, в колхозах, учреждениях, организациях и воинских частях.

Состав Комитета утверждался Советом Министров СССР. Председатель Комитета назначался Верховным Советом СССР и являлся членом правительства СССР.
По способам образования, составу, формам и методам деятельности народный контроль глубоко демократичен: например, члены групп и постов избираются на собраниях коллективов трудящихся, местные комитеты народного контроля образуются на сессиях соответствующих Советов депутатов трудящихся. В органы народного контроля избираются рабочие, колхозники, служащие, пенсионеры, домашние хозяйки; коммунисты и беспартийные; представители общественных организаций — партийных, профсоюзных, комсомольских и др. Положение об органах народного контроля в СССР утверждено Советом Министров СССР в декабре 1968 (СП СССР, 1969, № 1, ст. 2).

Комитет народного контроля был вправе отстранять от занимаемых постов должностных лиц за грубые нарушения государственной дисциплины и другие серьёзные упущения в работе.

Органам народного контроля предоставлялись широкие права. Комитет народного контроля СССР мог вносить в Совет Министров СССР предложения по вопросам общегосударственного значения, представлять доклады о состоянии дел в отраслях экономики, об организации работы в министерствах и ведомствах.
Комитеты народного контроля издавали правовые акты — постановления, имевшими обязательную юридическую силу. Руководители предприятий и ведомств должны были устранять вскрываемые недостатки, нарушения и о результатах сообщать комитетам народного контроля. Прочим организациям и должностным лицам вменялось в обязанность оказывать содействие органам народного контроля.

Комитеты народного контроля имели право давать указания об устранении недостатков, заслушивать доклады и объяснения, запрашивать необходимые материалы, назначать и проводить ревизии и экспертизы, приостанавливать распоряжения и действия должностных лиц, отстранять должностных лиц от занимаемых постов за срыв выполнения решений, направлять материалы о злоупотреблениях в органы прокуратуры, налагать на виновных взыскания, объявлять выговор.

Кроме того, комитеты народного контроля могли налагать штрафы (денежные начеты) на лиц, которые причинили материальный ущерб государству. Денежные начеты налагались в соответствии с утвержденными Советом Министров СССР от 4 августа 1969 года правилами.

По мнению Председателя Счетной палаты Российской Федерации Сергея Степашина, «упразднил этот орган на I съезде народных депутатов РСФСР в июне 1990 года Борис Ельцин. Как замечает в своей книге "Хроника времен царя Бориса" Олег Попцов, Борис Николаевич явно перепутал партийный контроль с народным. На заре либерально-экономических реформ в стране были упразднены практически все виды государственного контроля с ликвидацией соответствующих органов. Тогда вообще само слово "контроль" ассоциировалось не иначе как с тоталитаризмом, зажимом демократии и свободы. Возможно, на явно скоропалительное решение о ликвидации народного контроля повлияла и незабытая обида Бориса Николаевича за резкую критику в свой адрес одного из руководителей Комитета народного контроля в 1987 году, когда Ельцин объявил о своем выходе из Политбюро.


Всевидящее око и карающий меч

Между тем следует признать, что действовавший в советский период вездесущий Комитет народного контроля (КНК) был рентгеном всесоюзного масштаба, по сути, инструментом государственного аудита в масштабах огромного государства. О результатах своей деятельности союзный КНК докладывал Президиуму Верховного Совета СССР. По материалам наиболее важных проверок народных контролеров принимались решения правительства, сам председатель КНК являлся членом союзного правительства.

Закон о народном контроле в СССР, принятый в 1979 году, определял его как сочетание государственного контроля с общественным. С одной стороны, действовали комитеты во главе с Комитетом народного контроля СССР - как государственное звено, с другой - группы и посты как общественные органы. Около 10 миллионов народных контролеров были вовлечены в это массовое движение по всей стране. Общесоюзные, республиканские и местные комитеты народного контроля могли запрашивать у руководителей и должностных лиц необходимую информацию, требовать от них письменные объяснения по поводу вскрытых нарушений, налагать взыскания, денежные начеты. Кстати, при Школьникове в стране на общественных началах действовали 650 тысяч групп народных контролеров и постов. Они вели борьбу с очковтирателями, взяточниками, несунами и с другими традиционными персонажами тележурнала "Фитиль".

Впрочем, перед КНК трепетали и многие руководители министерств и ведомств - его сравнивали с карающим мечом, а самого Школьникова считали корифеем в вопросах контроля. Под началом Алексея Михайловича, имевшего репутацию принципиального и совестливого человека, а также большой опыт партийной работы первым секретарем Тамбовского, Воронежского и Волгоградского обкомов партии, народный контроль оказывал серьезное воздействие на все сферы реальной экономики и социальной жизни государства. В зоне оперативного внимания КНК СССР находились все области народного хозяйства и управления, производство и государственный аппарат, в том числе расходование материальных и денежных ресурсов государства. Так что этот орган действительно обладал широкими полномочиями и являлся важным звеном политической системы страны. Кроме того, КНК был мощным инструментом общественного воздействия в стране. Рейды КНК успешно использовались для активного участия широких слоев населения в кампаниях по борьбе с бесхозяйственностью, расточительством, казнокрадством, взяточничеством, волокитой и прочим негативом.

Какие бы подчас пренебрежительные оценки ни давались в настоящее время критиками действовавшей системы народного контроля в СССР, как, впрочем, и всего советского опыта, факт остается фактом: союзный Комитет народного контроля вносил значительный вклад в устойчивое функционирование государственного и хозяйственного механизма огромной страны. В день 95-летия Алексея Михайловича Школьникова было бы справедливо напомнить об этом и воздать должное феномену массовости народного контроля времен СССР. Как, впрочем, и неординарной личности этого масштабного руководителя, который внес особый личный вклад в укрепление потенциала народного хозяйства советского государства.

Он искренне верил в то, что контрольные органы представляют собой огромную общественную силу и торжество народовластия. Этот тезис остается актуальным и в наше время. Теперь мы обязаны признать, что народный контроль, безусловно, в лучших его проявлениях, дает нам определенный опыт и при формировании современной системы государственного контроля. По сути, он является предвестником парламентского контроля, как части системы государственного и общественного контроля, и одной из фундаментальных основ и завоеваний российской демократии. Но об этом следует сказать особо».


Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:

Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Powered by CommentIt 5 Ajax

Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные...
Подробнее
Чтобы сделать сайт еще удобнее, мы анализируем пользовательский опыт - собираем данные с помощью файлов cookie, журналов истории доступа и web-счетчиков. Согласно Федеральному закону «О персональных данных» мы обязаны сообщить вам об этом. Продолжая работу с ресурсом, вы выражаете согласие на обработку ваших данных. Более подробная информация размещена в разделе «Политика конфиденциальности»