«Эй, ухнем!»: о Петровском доке, ручном труде и англичанине-хитреце

Северная война стала боевым крещением детища Петра I - российского флота. Флот креп и активно пополнялся новыми судами, развивалась торговля. Только за один день 22 июня 1715 года царь встретил 45 голландских и английских кораблей. Для оперативного ремонта и обслуживания необходимо было строительство доков.
Во время европейских визитов Петр изучал устройство доков Голландии и Англии, отмечая главным их недостатком то, что вода из дока откачивалась более месяца. Поэтому проект Петра предполагал устроить док и глубокий бассейн, вырытый ниже его уровня, куда сливалась бы вода. Уже из бассейна вода должна была откачиваться насосом с ветряным двигателем. Начало строительству дока, позже названного Петровским, было положено в 1719 году.
На работах было занято около трех тысяч человек, но людей и материалов все равно не хватало, приходилось (не без вмешательства царя) переносить строения и огороды, однако к 1722 году канал был практически готов, велись работы по укреплению стен, была возведена водокачка с ветряным двигателем.

Док вручную строили солдаты и работные люди со всей России. Наблюдая за трудом строителей фортов и ремонтников дока Петра уже в 19-м веке, врач морского госпиталя В.И. Богданов написал песню «Дубинушка», которую вскоре запела вся Россия: «Англичанин-хитрец, чтоб работе помочь, Вымышлял за машиной машину, Ухитрились и мы: чуть пришлося невмочь, Вспоминаем родную дубину».
После смерти Петра строительные работы в Кронштадте были приостановлены, но на канале и в доке — продолжались. Открытие дока-канала состоялось только в 1752 году, и императрица Елизавета Петровна самолично запустила шлюзовые механизмы под торжественный салют из многочисленных орудий. Для того времени это было поистине грандиозное сооружение: в протянувшемся на 2.24 километра доке могло одновременно ремонтироваться 10 больших судов.
Вскоре в возведенном стараниями тысяч людей доке было применено и изобретение «англичанина-хитреца»: с 1774 по 1776 годы на берегу бассейна Петровского дока монтировали первую в России паро-атмосферную машину для откачки воды, доставленную из Шотландии. После того, как чудо-машина заработала, срок осушения бассейна сократился до девяти дней, а паровая установка прослужила аж 75 лет!
В наши дни Петровский док уже не используется по своему прямому назначению. В ближайшее время он станет основой культурно-исторического комплекса Города воинской славы – Кронштадта, как напоминание о гении российской мысли и величии труда русского народа.