Из бесед с настоятелем Собора Владимирской иконы Божией Матери отцом Святославом
О спорах
Говорят, что в споре рождается истина. И по мнению многих спорщики могут себе позволить проявлять неуважение к личной точке зрения собеседника, особенно если их точки зрения кардинально противоположны. Отсюда такие ожесточенные, грубые споры по многим вопросам. Но вряд ли истина сможет родиться в моменты глубокой глухоты общающихся. Люди в момент спора не уважают ни друг друга, ни самих себя, не слышат никого, кроме себя, часто спор превращается в так называемое "одесское застолье". А это уже похоже на гордыню.
В подобные моменты мы чаще всего склонны забывать, что мы все братья и сестры, что у всех у нас один Отец и Дух Его жив в каждом из нас в равной мере. Как же быть? Нужно от спора переходить к диалогу. Диалог лучше спора тем, что нужно стремиться, чтобы мы могли не только и не столько слушать, сколько слышать друг друга. И тогда истина будет рождаться не во всеуничижающем споре, а в диалоге, в собеседовании, во взаимном уважении, беседе достойных людей, способных признать и чужие успехи, и свои ошибки, взять из опыта каждого лучшее и объединить это во всеобщее достояние.
О митингах
Мое личное видение того, что люди собираются, устраивают пикеты, ходят на митинги таково: это хорошо, что люди хотят высказаться, так должно быть. Но нужно понимать, что все должно происходить цивилизованно. Вот например, когда мы проводим крестный ход, мы согласовываем, где, когда, сколько человек, маршрут - и все проходит по предсказуемому сценарию.
Мы как организаторы в ответственности и за жизни тех людей, которые на крестный ход вышли, и за отсутствие беспорядков во время проведения мероприятия. Но это не все: сегодня те люди, которые выходят на пикеты и шествия - только сотая их доля знает, что хочет. Остальных - кого-то деньгами покупают, кто-то на этом состояния делает. Люди забывают и забываются. Не считают, что то, что есть - это есть добро.
О вере и молодежи
Вера — это именно то, в чем человек обретает себя. И путь к тому, чтобы обрести себя человек может пройти только осознанно. Каждый должен задуматься и ответить на вопрос, кто он есть. Когда становится ясен ответ на этот вопрос, приходит и следующий, не менее важный вопрос — чего человек хочет.
Тогда спросите себя и ответьте откровенно: «Желаю ли я спастись?»
И возможно не сразу, но постепенно вы придете к осознанию своего желания и почувствуете в себе силу для движения по этому пути. Долг перед душой важен не меньше долга перед телом, вы должны питать не только тело, но и дух. Спасение души требует соблюдения правил и обязанностей, эта работа, как и работа с телом, как и любая другая работа, требует внимания и выполнения определенных задач.
Говорят: «не хлебом единым жив человек». Вера — это именно то, что дает силы душе и поддерживает ее, подобно тому, как хлеб дает силы телу. Каждый на том или ином этапе своей жизни приходит к пониманию необходимости заботиться о своей душе, когда холить ее, лелеять, а когда и воспитывать, тренировать.
Мы сейчас живем в такое время, когда нам приходится возрождать утерянные традиции, возрождать культуру и связывать церковные правила с историческими причинами их возникновения. Что же явилось предпосылкой для подобной ситуации? Десятилетия гонений на религию привели к подрыву духовных основ общества, и современная молодежь в большинстве своем не знает, что такое православие. Они осмысливают религию как набор непонятных ритуалов и не понимают ее суть до конца.
В Кронштадте с 30-х годов по 90-е вовсе не было храма, город был закрыт — общение, в том числе в православной традиции, было крайне затруднено. Сегодня вера возвращается в сердца людей, этот процесс подобен кровотоку, который оживляет онемевшую конечность. Во Владимирском соборе сегодня действует воскресная школа для взрослых и три группы для детей. А с дежурным священником можно пообщаться в любой день.
Вместе с тем молодежь сейчас хорошая, пытливая, может проявить себя и ценит эту возможность. Сейчас для нас важно организоваться таким образом, чтобы каждый интересующийся смог бы получить ответы у отцов Святой Церкви, которые могли бы объяснить непонятое и напутствовать ищущие души, направить их на Путь истинный, на Путь спасения. Особенно полезен в этой связи Интернет, который дает нам бесценную возможность общения.
Общение питает веру — и это не только общение с пастырем, это в первую очередь общение с Богом. Как же начать такое общение? Конечно, через молитвы. Не обязательно молитва должна быть длинной и непонятной, лучше даже, когда эта молитва простая, искренная, молитва, которая все время с нами: «Господи, помилуй». Каждый человек в своей жизни рано или поздно вспоминает о Боге и нуждается в некоей коммуникации с Всевышним. И именно искренняя молитва способна оказаться той опорой, которая может поддержать в трудный период и дать силы.
Об общении и церковных таинствах
Настоятельно рекомендуется предварительный разговор со священником тем, кто готовится к какому-либо церковному таинству, например, крещения. Ведь некоторые люди принимают решение пройти крещение или окрестить своих детей, даже не зная, что это такое и в чем его великая цель.
Крещение — это посвящение Богу, которое требует веры и желания родителей и крестных, и знания ими многих тонкостей. Существуют даже специальные курсы — но я очень рекомендую хотя бы просто прийти и пообщаться со священником, ведь этот поступок — очень ответственный и налагает определенные обязательства и на того, кого крестят, и на его крестных.
Бог — это наше духовное состояние, а душа — невидимая, живая — это частица Бога в нас с вами. И наша святая обязанность — беречь ее, хранить Бога в себе. Крещение свершается для того, чтобы уберечь душу от Зла, отдав ее Добру. Однако это не одноразовое мероприятие, крещенный должен всю жизнь работать над собой, культивируя Добро в себе.
И его крестные должны ему в этом помогать — на протяжении жизни и в самые важные ее моменты. Такие, например, как венчание. Не случайно именно крестные держат венцы над головами своих крестников. Ведь венец — это символ чистоты, и крестные за чистоту своих крестников в ответе.
Блог помощника настоятеля Собора Владимирской иконы Божией Матери г. Кронштадта Александра Шеина