2.1. Развитие промышленности

2.1. Развитие промышленности
2.1.1. Ново-Адмиралтейсткая судостроительная верфь

Кронштадт будущего - это современная судостроительная и судоремонтная база. Такая цель была поставлена администрацией Кронштадтского района Санкт-Петербурга еще в 2006 году на научно-практической конференции «Кронштадт- вчера, сегодня, завтра». На протяжении последующих лет планомерно решались задачи по постижению данной цели.

В настоящее время судостроение Санкт-Петербурга находится на пороге значительных изменений. Шаг развития связан, прежде всего, с планами по созданию современной судостроительной верфи на о.Котлин . Отдельные проблемы и вызовы судостроительной отрасли могут быть решены в рамках судостроительного кластера, соглашение о формировании которого было подписано в рамках Петербургского международного инновационного форума 29.09.2011 между Санкт-Петербургом и Объединенной судостроительной корпорацией.

Проект строительства верфи крупнотоннажного судостроения в Кронштадтском районе Санкт-Петербурга будет способствовать повышению в первую очередь качества жизни кронштадцев.

Территория планируемого строительства судостроительного комплекса расположена на юго-западном побережье о. Котлин в непосредственной близости от Комплекса защитных сооружений. Общая площадь территории верфи составляет 158,6 га. Площадь акватории составит 135 га.

Общая перспективная численность работающих на предприятии составит 6500 человек. Предполагаемый объем инвестиций - 65,2 млрд. рублей. Строительство предполагается начать в 2014 году и завершить в 2016 году.

На верфи будут строить суда дедвейтом до 200 тыс. тонн, в то время как сейчас «Адмиралтейские верфи» могут производить суда дедвейтом не более 70 тыс. т. Большие надежды возлагаются на разработку газовых месторождений Штокмана, что создает большой пул заказов на газовозы, шельфовые платформы и другие специализированные суда (суда для обслуживания морских месторождений и др.) В части гражданского судостроения также будут строиться танкеры, сухогрузы, различные специализированные суда для рыбохозяйственных нужд, транспортные суда, суда для арктических районов в том числи корабли для ВМФ России.

13 декабря 2011 года Правительством Санкт-Петербурга утвержден план мероприятий по созданию нового судостроительного комплекса на о. Котлин.

2.1.2. Кронштадтский Морской завод

Размещение в Кронштадте Ново -Адмиралтейских верфей и вхождение Морского завода в состав объединенной судостроительной корпорации ( далее- ОСК), как части судостроительного кластера Санкт-Петербурга и одного из элементов технологической цепочки судостроительной индустрии определяет вызовы для данного предприятия, связанные с основными направлениями деятельности:

1.Ремонт судов. В настоящее время завод располагает четырьмя сухими доками, что позволяет проводить доковый ремонт кораблей и судов длиной до 230 м и водоизмещением до 40 тыс.тонн. Встраивание данной компетенции Морского завода в производственную цепочку ОСК автоматически означает определенные изменения требований, как к технологиям проведения ремонта, так и к системе поставок комплектующих для ремонта – в соответствии с новыми стандартами и задачами в рамках развития судостроительного кластера в целом и ОСК в частности.

2.Поставка комплектующих. Морской завод производит судовые устройства и палубные механизмы, вспомогательные механизмы, валопроводы, электрооборудование и ряд иных комплектующих для судоремонта. В связи с описанной выше проблематикой (принятие внутрикорпоративных стандартов) предприятие вынуждено будет провести технологический аудит и, в случае необходимости, модернизацию производства.

Сегодня параметры и объем участия Морского завода в деятельности ОСК пока не определены. С учетом дополнительных компетенций завода (кузнечное и литейное производство, корпусное и деревоперерабатывающее производство, ремонт газотурбинного и дизельного оборудования и др.) участие его в производственных цепочках может быть расширено.

2.1.3. Транспортно-логистические функции Кронштадта

Немаловажное значение занимает Кронштадт в развитии транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга. Большим достижением для интеграции Кронштадта, городских территорий и производственных площадок стал ввод в эксплуатацию участка КАД Ломоносов-Кронштадт. Ранее введенный участок, соединяющий Кронштадт с Приморским районом, сегодня активно осваивается как удобное транспортно-логистическое плечо для производств, расположенных на северо-западных и северных городских территориях.

Кронштадт вместе с другими сложившимися (Большой Порт СПб, Приморск, Ломоносов) и формирующимися (Бронка, Усть-Луга) портами включен в Балтийский регион морского транспортного сообщения. Регион демонстрирует положительную динамику роста. Хотя во всем регионе Балтийского моря Большой Порт Санкт-Петербурга (включая Приморск) занимает второе место по грузообороту после Гамбурга, в регионе северной Балтики и Финского залива в сравнении с портами Финляндии, Швеции, Литвы и Латвии отмечается рост количественной доли портовых территорий Санкт-Петербурга. В перспективе ближайших 10 лет, по оценкам экспертов, грузооборот региона северной Балтики и Финского залива продемонстрирует 2-3-х кратный рост, большая часть которого должны прийтись на портовые мощности СПб.

Возрастающая значимость Санкт-Петербурга, как макрорегионального транспортного плеча, находит свое отражение в стратегии и масштабах развития портовых территорий.

Существующие и планируемые мощности по перевалке контейнеров (тыс.TEU, Приморск - тыс.тонн) петербургских портов

 

Загруженность подъездных железнодорожных и автомобильных путей, удаленность от инфраструктуры КАД заставляет Большой порт оптимизировать использование собственных ресурсов, ориентироваться на самые выгодные рыночные ниши, а также выстраивать стратегию размещения дальних городских аванпортов для обслуживания регионального рынка транспортных потоков. Иначе говоря, Большой Порт и Санкт-Петербург в целом делает ставку на развитие дальних аванпортов СПБ и Ленинградской области, чтобы грузооборот, не предназначенный для потребления в самом СПб, не загружал городские транспортные (ж/д, авто и авиа) пути, но использовал имеющуюся и перспективную транспортно-логистическую инфраструктуру.

На фоне этого подключенность к КАД означает для Кронштадта возможность полноценного участия в развитии транпортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга. КАД может полнофункционально использоваться как для контейнерного грузооборота, так и для перевалки специфических сухих и жидких грузов.

И свою нишу здесь занимает портовый комплекс ООО «МОБИ ДИК». После завершения мирового экономического кризиса и восстановления объемов грузоперевозок Global Ports объявила о намерениях по дальнейшему развитию терминала «Моби Дик»: стратегия развития компании предусматривает увеличение пропускной способности контейнерного терминала с 400 тыс. до 500 тыс. TEU в соответствии с ростом спроса на перевалку контейнеров. В августе 2010 года «Моби Дик» получил под изыскательские работы 0,9 га (расположенные на Цитадельском шоссе, юго-западнее пересечения с ул. Литке) для строительства четвертой очереди со специализацией перевалки до 78 тыс. легковых автомобилей в год. Объем инвестиций может составить до 825 млн.рублей.

Доля терминала «Моби Дик» в грузообороте Большого порта СПб; динамика доли балтийских портов в перевалке грузов

 

 

Источник: данные компаний, данные ООО «Морстройтехнология»

Перспективы дальнейшего развития терминала «Моби Дик» тесно связаны как с инвестиционными планами компании Global Ports , так и с тенденциями развития комплекса портов Балтийского моря. С учетом долгосрочного тренда на рост значимости Санкт-Петербурга как одного из крупнейших портов Балтийского моря и тенденции к увеличению грузопотока на Балтике (по оценке Ассоциации ТПП стран Балтийского моря прогнозируется увеличение грузопотока в 3 раза за ближайшие 10 лет) можно предположить, что планы по расширению терминала будут реализованы.

2.1.4. Прочие производства

Реализация таких крупных проектов, безусловно, повлечет за собой развитие сопутствующих производств.

В Кронштадте расположены две промышленные зоны, обладающие значительными земельными резервами. На одной из них будет размешена новая судостроительная верфь , а вторая производственная зона севернее Кронштадтского шоссе общей площадью 105,4 га будет использована под размещение малых высокотехнологичных инновационных предприятий. На данный момент на территории данной промзоны базируются Кронштадтский мясоперерабатывающий завод, западная котельная ГУП «ТЭК», ряд складских объектов Министерства обороны. В настоящее время на данную территорию разрабатывается проект планировки и проект межевания . Всего планируется разместить около 20 предприятий , что даст Кронштадту около 1000 рабочих мест.

 

Основные характеристики производственных зон Кронштадтского района