Легендарная подводная лодка К-3: история “Ленинского комсомола

Долгая реставрация

После того, как было принято решение о превращении субмарины в музей, подводная лодка прошла нелёгких процесс реставрационных работ. Корпус судна был окрашен, а все детали, пострадавшие от неумолимого хода времени, были заменены. Кроме того, были приварены специальные «ножки», с помощью которых «ветеран» был установлен в фундамент. Позже лодка отправилась в акваторию Выборгского завода, где была помещена на баржу «Атлант» для отправления в кронштадский «Моби Дик».

Сейчас идёт последний восстановительный этап, после которого лодка буквально получит новую жизнь. На ней будут проводиться многочисленные экскурсии, повествующие о технологиях прошлого столетия, а также жизни экипажа и самой подводной лодки. Тем временем в Санкт-Петербурге туристы могут покататься на лодках, яхтах и теплоходах. Такие экскурсии очень популярны у туристов.

Служба

12 марта 1959 года вошла в состав 206-й отдельной бригады подводных лодок и осенью этого же года перешла в Западную Лицу для освоения пункта базирования.

За свою службу лодка прошла более 128 000 миль и провела в походах более 14 000 часов, и, в 1988 году, корабль вывели из состава флота.

О боевой службе первого отечественного корабля написано не мало, но одним из самых известных эпизодов стал поход к Северному полюсу. К этому времени, с 1958 по 1962 год, лодка совершила девять выходов в море общей продолжительностью 107 суток. Каждый выход имел огромное значения для выявления слабых мест в конструкции оборудования, для повышения уровня эксплуатации новой техники личным составом, для налаживания организации всех подразделений флота, призванных обеспечивать боевые службы АПЛ, которые стали поступать на вооружение.

За четыре года эксплуатации энергетической установки специалисты-энергетики многое узнали и многому научились. Корабль излечили от целого ряда «детских болезней», приводивших к нарушению плотности в теплообменниках, научились герметизировать заполненную гелием систему газа высокого давления. Однако оставался нерешенным один из главных вопросов, определяющих уверенную эксплуатацию установки: обеспечение длительной безаварийной работы парогенераторов, которые к моменту подготовки корабля к походу отработали в общей сложности около 2600-2700 часов.

17 июля 1962 года впервые в истории советского подводного флота всплыла около Северного полюса. Экипаж корабля недалеко от полюса во льдах Центральной Арктики водрузил Государственный флаг СССР. После возвращения в базу руководителю похода контр-адмиралу А. И. Петелину, командиру корабля капитану 2 ранга Л. М. Жильцову и командиру БЧ-5 (силовая установка) капитану 2 ранга инженеру Р. А. Тимофееву было присвоено звание Героя Советского Союза. Весь личный состав корабля был награждён орденами и медалями.

Также интересным эпизодом из истории службы К-3 стал поход к экватору. Первое плавание первой отечественной АПЛ в теплые воды была необходима для проверки в натурных условий качества специальной энергетической установки. В районе экватора подлодка также проходила испытания в качестве корабля-мишени, ходила с различными скоростями на разных глубинах, удаляясь от судов обеспечения на сотни миль и снова сближаясь с ними.

По воспоминаниям специалистов КБ «Малахит», температура в 6-м отсеке в эти дни поднималась до 38-40 градусов. Вахтенные у маневровых устройств стояли в одних трусах и с полотенцами на шее. В других отсеках температура стояла от 28 до 35 градусов.

Вторая жизнь

В 1991 году К-3 «Ленинский комсомол» окончательно выведена из состава Северного флота и в конце 2002 года доставили для утилизации в город Полярный на 10-й судоремонтный завод, где с неё выгрузили отработанное ядерное топливо. В 2006 году лодку перевели в Снежногорск, в акваторию судоремонтного завода «Нерпа» (филиал Центра судоремонта «Звёздочка»). Из лодки вырезали реакторный отсек и заменили его донором. 

В октябре 2020 года стало известно, что проект «Остров фортов», ВМФ России и «Объединенная судостроительная корпорация» совместно реализуют проект по сохранению первой советской атомной подводной лодки К-3 «Ленинским комсомол» в качестве центрального экспоната Музея военно-морской славы в Кронштадте.

Работы по восстановлению лёгкого корпуса подводной лодки, изготовлению опорных оснований и подготовки К-3 к перегону в Кронштадт выполнены специалистами судоремонтного завода «Нерпа» (входит в ЦС «Звездочка») в Снежногорске Мурманской области. Проектную документацию по музеефикации АПЛ выпустило СПМБ «Малахит» (входит в ОСК), где в своё время был разработан проект 627.

Постановке АПЛ в Музей предшествовали несколько уникальных транспортных операций и колоссальная работа по ремонту и реставрации корабля.

В III квартале 2021 года АПЛ «К-3» была передислоцирована от Снежногорска по морским участкам Баренцева и Белого морей, Беломоро-Балтийскому каналу через Онежское и Ладожское озера, реки Свирь и Неву до акватории Финского залива в транспортном доке «Свияга» и, при помощи специальных понтонов, отбуксирована в док им. Митрофанова на Кронштадтском морском заводе (входит в ОСК). Процесс занял 43 дня.

Специалисты Кронштадтского морского завода провели замену 80% покрытия лёгкого корпуса, частичную замену и ремонт надстроек корпусных элементов лёгкого корпуса. Демонтировано примерно 30 тонн металлоконструкций и 275 м2 специального покрытия и произведен монтаж специальных опорных элементов, изготовленных на Выборгском судостроительном заводе.

После была проведена уникальная инженерно-логистическая операция: из Кронштадта «К-3» была транспортирована в Высоцк, где в акватории при помощи «мертвых якорей» помещена на погружную баржу «Атлант»  и отбуксирована к терминалу порта «Моби Дик» в Кронштадте.

Уже там были произведены работы по разделению прочного корпуса «К-3» на две части для безопасной для города транспортировки лодки по суше. Далее в течение четырех ночей прошла сухопутная перевозка частей «К-3» по улицам Кронштадта к зданию Музея – никогда ранее такое большое плавсредство сухим путем не перевозилось.

В октябре 2022 года «К-3» прибыла в Музей, где была восстановлена в своем первоначальном виде и установлена в проектное положение на фундаментной плите. На лодке провели завершающие восстановительные работы внешнего облика.

С января 2023 года велась подготовка лодки к будущей музеефикации: был окончательно восстановлен легкий корпус, воссоздано и установлено историческое оборудование, подъемно-мачтовые устройства – стабилизаторы, винты, рули. Было проведено обследование внутренних помещений, которое показало, что более 70% оснащения лодки было утрачено или пострадало от времени до такой степени, что не подлежит восстановлению

Самое важное и интересное было восстановлено с максимальным приближением к оригинальному облику и интегрировано в интерьеры

Счастливый финал наступил 26 декабря 2023 года, когда в пространстве Музея военно-морской славы в Кронштадте открылась внутренняя экспозиция атомной подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол», являющаяся смысловой и архитектурной доминантой Музея.

История создания

Создание первой отечественной атомной подводной лодки проекта 627 с самого начала было поставлено на уровень особо важной первоочередной задачи, имеющей стратегическое значение и ставшее поворотным событием в кораблестроении нашей страны. Научное руководство сложнейшим технологическим проектом осуществлял Курчатовский институт, однако ключевые решения по проектированию лодки принимались в СКБ-143, ныне СПМБМ «Малахит»

Начало проекту положило Постановление Совета Министров СССР «О проектировании и строительстве объекта 627» от 9 сентября 1952 года. 18 февраля 1953 года начальником бюро и главным конструктором АПЛ проекта 627 назначается Владимир Николаевич Перегудов и уже в марте СКБ-143 приступает к разработке эскизного проекта первой АПЛ

Научное руководство сложнейшим технологическим проектом осуществлял Курчатовский институт, однако ключевые решения по проектированию лодки принимались в СКБ-143, ныне СПМБМ «Малахит». Начало проекту положило Постановление Совета Министров СССР «О проектировании и строительстве объекта 627» от 9 сентября 1952 года. 18 февраля 1953 года начальником бюро и главным конструктором АПЛ проекта 627 назначается Владимир Николаевич Перегудов и уже в марте СКБ-143 приступает к разработке эскизного проекта первой АПЛ.

Изготовление рабочих чертежей было начато в марте 1954 года и закончено и июле 1955, после чего наступил следующий этап – начало строительства. АПЛ заложили на заводе Nº 402 (в настоящее время «Севмаш») в г. Молотовске (Северодвинск) 24 сентября 1955 года.

Проект сильно отличался от предыдущих подлодок не только обводами корпуса и энергетической установкой. Первоначальный проект включал ряд сомнительных решений: лодка не несла полноценного оборонительного вооружения, не имела швартовых приспособлений и не имела аварийных дизель-генераторов и якорей.

Спуск лодки на воду состоялся 9 августа 1957 года, а физический пуск реакторов произвели в сентябре 1957 года.

1 июля 1958 года на «Ленинском комсомоле» поднят флаг ВМФ, а уже 4 июля 1958 года впервые в СССР лодка дала ход под атомной силовой установкой. Приемный акт был утвержден Советом Министров СССР 17 января 1959 года.

27 декабря 2023 г.

Тэги:КронштадтМузей истории КронштадтаК-3

Первая советская атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол» открылась для посетителей как главный экспонат Музея военно-морской славы на «Острове фортов» в Кронштадте.

Одновременно подлодку могут посещать до 36 человек. Маршрут занимает около часа и идет от первого к девятому отсеку.

Специалисты смогли восстановить оборудование, отсеки и каюты, таким образом посетители музея увидят фактически боевой подводный корабль. Внутри одного из отсеков установлен полномасштабный макет действующей ядерной установки. Все оборудование можно не только посмотреть, но и потрогать. Специальные мониторы показывают принципы работы различных приборов и установок. Такой  интерактивный формат придется по душе посетителям разных возрастов и уровней знаний о флоте.

Проект был создан по решению Президента Владимира Путина. В свою очередь, Минобороны приложило все усилия, чтобы К-3 сохранилась, чтобы ее переместили в Кронштадт. Сейчас это единственная в мире лодка, которая размещена в здании музея! Для ее оснащения команда Ксении Шойгу сделала все возможное. По словам губернатора Александра Беглова внутри подводной лодки сохранено практически все.

Участниками торжественной церемонии открытия стали: губернатор Петербурга Александр Беглов, руководитель проектного офиса по созданию туристско-рекреационного кластера «Остров фортов» Ксения Шойгу, президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук, главнокомандующий Военно-Морским Флотом РФ, адмирал Николай Евменов, заместитель полномочного представителя Президента РФ в СЗФО Вадим Леонтьев, ветераны ВМФ, а также представители предприятий и организаций, участвовавших в работе над созданием экспозиции.

Также в ходе открытия наградили тех, кто внес вклад в спасение лодки, её реставрацию и музеефикацию. Инженерно-транспортная операция по доставке лодки в Кронштадт уникальна. «Ленинский комсомол» перевезли от Снежногорска по морским участкам Баренцева и Белого морей, Беломоро-Балтийскому каналу через Онежское и Ладожское озера, реки Свирь и Неву до акватории Финского залива, а далее на Кронштадтский морской завод, где лодка прошла этап подготовительных работ. Далее подлодку транспортировали в Высоцк и отбуксировали к терминалу порта Моби Дик. Там разделили корпус на две части – для безопасной транспортировки по суше. Перевозка частей подлодки по улицам города к зданию музея проходила в течение четырех ночей! Впервые такое судно транспортировали сухопутным путем.

Подводная лодка «Ленинский комсомол» прослужила около тридцати лет,  именно с нее началось становление отечественного атомного подводного флота. Долгое время после списания подлодку собирались просто утилизировать. Однако с 2020 года начался долгий путь по ее сохранению в качестве центрального экспоната Музея военно-морской славы.

Особое внимание в экспозиции музея уделено человеческим историям – рассказам о подвигах экипажей К-3 и гениях научно-технической мысли, которые и создали эту первую советскую атомную подлодку. В этом году будут отмечать 120-летие со дня рождения академика Анатолия Александрова и 80-летие Курчатовского института.  Академик Александров был научным руководителем проекта К-3

Теперь прямо у лодки ему установлен памятник.

Александр Беглов:  «На месте, где мы находимся, четыре года назад были старые здания и пустыри. А сегодня – большое, современное общественное пространство. За полтора года были построены Конгрессно-выставочный центр и Музей». В этом году в преддверии Дня ВМФ Музей военно-морской славы посетили Президент России Владимир Путин и Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко.

Фото Владимира Демина, пресс-службы Правительства Санкт-Петербурга.

По информации Администрации Кронштадтского района

Просмотров: 1939

Самое читаемое

•Как найти свой избирательный участок в Кронштадте

•«Масленичный разгуляй» состоится в парке «Патриот» ЗВО

•В Кронштадте изменятся трассы автобусных маршрутов (новые схемы)

•Временно полностью закрывается движение по внешнему кольцу на 120-м километре КАД

•В Кронштадте провели тренировку по спасению людей, провалившихся под лед

•Жители несут цветы к стихийному мемориалу у Владимирского собора

•Парк «Патриот» приглашает на День защитника Отечества!

•Отменены все районные массовые, культурные и спортивные мероприятия

•Организация проведения весенних осмотров эксплуатируемых объектов ЖКС № 4

•В Кронштадте проходят рейды по выявлению брошенных автомобилей

Открытие внутренней экспозиции подводной лодки К-3

26 декабря 2023

26 декабря в Музее военно-морской славы туристско-рекреационного кластера «Остров фортов» состоялось торжественное открытие внутренней экспозиции легендарной подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол». В уникальном проекте музеефикации первенца советского атомного подводного флота приняло участие Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» (входит в ОСК).

Проектирование первой отечественной атомной субмарины проекта 627 началось в нашей стране в сентябре 1952 года на основании постановления Совета министров СССР. Задачу по разработке совершенного нового корабля возложили на Специальное конструкторское бюро № 143 (ныне – конструкторское бюро «Малахит»), а главным конструктором назначили Владимира Перегудова. Создание подводной лодки с ядерной энергетической установкой велось в ускоренном темпе и в строжайшей секретности. Приёмный акт о передаче атомохода Военно-Морскому Флоту был подписан 17 декабря 1958 года.

К-3 стала крупнейшим научно-инженерным достижением в области подводного кораблестроения того времени и положила начало развитию отечественного атомного подводного флота.

За создание субмарины конструкторское бюро наградили орденом Ленина. Владимир Перегудов удостоился звания Героя Социалистического Труда, а большая группа работников получила ордена и медали.

Почти три десятка лет «Ленинский комсомол» нёс боевую службу на флоте и достойно выполнял поставленные задачи. Однако после списания субмарину чуть было не предали забвению – долгое время она находилась под угрозой утилизации. Благодаря совместному проекту АНО «Остров фортов», Министерства обороны Российской Федерации и Объединённой судостроительной корпорации корабль получил новую жизнь. Подводная лодка стала центральным экспонатом Музея военно-морской славы в Кронштадте.

Но прежде этому предшествовала огромная работа: был реализован сложный инженерно-логистический проект по передислокации субмарины в Кронштадт, её подъёму на берег, заведению в здание музея, проведена внутренняя и внешняя реставрация, восстановлено утраченное оборудование.

Свой вклад в сохранение К-3 внесло конструкторское бюро «Малахит». На протяжении всего процесса музеефикации лодки предприятие обеспечивало АНО «Остров фортов» проектной документацией.  Бюро принимало участие в организации транспортировки корабля, в разработке проекта его постановки и переоборудования в музей, производило техническое и проектное сопровождение реконструкции субмарины. Специалисты предприятия подготовили документацию на обустройство внутренних помещений и палуб внутри лодки, из которых одна часть была утрачена, другая находились в плохом состоянии. Участвовало бюро и в создании внутренней экспозиции.

В рамках торжественного открытия генерального директора Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» Владимира Дорофеева наградили медалью «Памяти героев Отечества» за большой профессионализм и большой личный вклад в реализацию уникального проекта по передислокации ценнейшего памятника в истории российского флота – первой советской атомной подводной лодки К-3 «Ленинский комсомол». Работники бюро, оказавшие помощь в деле сохранения субмарины, были отмечены почётными грамотами Министерства обороны Российской Федерации и благодарностью заместителя Министра обороны Российской Федерации – начальника Главного военно-политического управления Вооруженных сил Российской Федерации. Вручил награды заместитель главнокомандующего ВМФ Владимир Касатонов. 

Теперь легендарный корабль продолжит служить своей стране в качестве уникального памятника науки и техники. Он будет рассказывать о технологиях на флоте, а также достижениях учёных, инженеров, конструкторов и подвигах моряков-подводников.

4-й дизельный отсек

В четвертом отсеке располагаются два дизель-генератора ДГ-460, предназначенные использования в качестве резервного источника электроэнергии.

Они обеспечивают питание вспомогательных гребных электродвигателей, с которыми лодка в надводном положении может развивать скорость до 8 узлов. Дополнительно дизель-генератор обеспечивает зарядку двух групп свинцово-кислотных аккумуляторных батарей, поддерживает одиночную и кратковременную параллельную работу с береговой сетью или судовым генераторов.

Тут также разместилась опреснительная установка с испарителем ИКВ-5, различные цистерны и пост первой медицинской помощи.

Открытие музея

Собираетесь в путешествие? Бронируйте отели на Яндекс.Путешествиях и экономьте 12% с нашим промокодом. Просто перейдите по нашей ссылке и введите промокод TURVOPROS12 при первом бронировании. Торопитесь! Промокод действует только в марте. Забронировать отель ->>>

Экскурсии на подводную лодку, прошедшую множество восстановительных работ, начнут проводиться с декабря 2023 года. Субмарина станет одной из интереснейших экспонатов туристско-рекреационного кластера «Остров фортов» и по сути сама по себе будет музеем. Руководительница проектного офиса кластера Ксения Шойгу поспешила пригласить всех будущих посетителей на экскурсию на К-3. Ещё она добавила, что основная экспозиция достопримечательностей музея пройдёт 30 июля, то есть в день ВМФ.

Сейчас подводная лодка находится на завершающем реставрационном этапе, в основном связанными с внутренними помещениями. В данное время специалисты совместно с ветеранами ВМФ проводят специальные работы по обустройству лодки. Что интересно, в работах участвуют члены первых экипажей К-3.

Долгожданная встреча

В октябре прошлого года проходило мероприятие, посвящённое долгожданному прибытию К-3 в здание музея. На празднике присутствовали главнокомандующий Военно-морским флотом Николай Евменов, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов и многие другие, кто причастен к транспортировке, созданию и восстановлению судна.

Николай Евменов в своей речи отметил, что К-3 «Ленинский Комсомол» является прекрасным образцом механики своего времени, ведь подводная лодка собрала в своём корпусе все самые лучшие идеи того времени. Кроме того, она может похвастаться многочисленными рекордами и достижениями. Это первая атомная подводная лодка СССР, а также рекордсмен по проведенному на глубине времени. Главком ВМФ поблагодарил всех, кто как-либо посодействовал успешной реализации проекта.

Сложная транспортировка

В 2022 году была завершена транспортировка кормовой и носовой части на сушу, точнее на территорию будущего музея военно-морской славы. Что интересно, до этого ещё никогда не производилось перемещение подобного размера кораблей из воды на берег. Примечательно, что подводная лодка перевозилась на специальных машинах по общественным дорогам через город. Субмарина является действительно большой: длина около 107 метров, а масса 2,5 тысячи тонн при том, что водоизмещение составляет 4750 тонн. Увидеть лодку легко смогут туристы, прибывшие в Петербург. От него до Кронштадта всего около 30 километров. Можно поселиться в одном из недорогих отелей Санкт-Петербурга и на один день съездить в пригород, чтобы посмотреть достопримечательности.

1-й отсек торпедный

В торпедном отсеке общей площадью 64 с половиной метров квадратных размещаются 8 торпедных аппаратов 533 калибра с общим боекомплектом 20 торпед.

Первый эскизный проект лодки был выполнен со сверхмощной парогазовой торпедой Т-15, оснащенной ядерной боевой частью. В последующих модификациях она была заменена на традиционные торпеды.

Помимо торпедных аппаратов, тут размещались баллоны воздуха высокого давления и приводы клапанов вентиляционных цистерн главного балласта. В отсеке также находится 23 койки для отдыха матросов, сан-узел и насосы гидравлики.

Входящая в состав телевизионного комплекса ТК-5 используемого для наблюдения за ледовой обстановкой над подводной лодкой, подводная камера ТК-40 тоже находилась в первом отсеке.

Like this post? Please share to your friends: