Промежуточные итоги и перспективы

 Уважаемые кронштадтцы!

Минуло два месяца со дня открытия нашей общественной приёмной. Достаточный срок для плодотворного диалога с горожанами. Проведя анализ обращений и подведя промежуточные итоги легитимности нашей деятельности, хотелось бы поделиться сложившимся мнением.

Представители народного контроля приняли участие в проводимых ГКУ «ЖА» собраниях жильцов, повесткой дня которых было архитектурн –художественное освещение домов по проспекту Ленина и улице Советской. После представления проекта, директор жилищного агентства Константин Юрьевич Горбунов предложил задать вопросы, связанные с ЖКХ нашего района. Волнующие наших земляков проблемы были связаны в основном с обслуживанием домов -  с уборкой подъездов, нарушением температурного режима в отопительный сезон, недоделками после проведения текущего ремонта и т.д. Мы в свою очередь выступили с разъяснением изменений внесённых в ЖК РФ, в 2011 году, а именно ст.161.1 «Совет Многоквартирного дома». Новая предлагаемая в данной статье форма общественной самоорганизации может стать тем недостающим звеном в усовершенствовании отношений гражданин–власть. Но как говорится, сколько людей – столько и мнений.

Некоторые люди мрачны и пессимистичны: «От наших действий все равно ничего не изменится!» Они всех вокруг огульно ругают и вообще не верят в лучшее. У некоторых присутствует легкая форма равнодушия: «А что, кому-то не все равно?» – с удивлением приподняв брови, спрашивают они. Они редко ходят на собрания. Есть и такие, для которых вообще за пределами собственных квадратных метров хоть трава не расти. У них нет звонка в квартире, они не открывают никому двери, не подписывают коллективные заявления, проявляя агрессивное безразличие ко всему, что происходит за их порогом. Остальные просто безынициативны. Они могут громко повозмущаться чем-то по части ЖКХ, но, выпустив пар, снова утешаются тем, что имеют, и на время забывают о своем недовольстве.
       
На мой взгляд, вся эта пассивность - от незнания. От незнания своих прав, от незнания обязанностей управляющей организации, от незнания законов. Люди элементарно не знают – как рассчитывается квартплата, как настоять, чтобы сделали перерасчет, в какой надзорный орган обращаться в случае конфликтной ситуации.
       
В России самоорганизация на локальном уровне для решения локальных проблем местного сообщества имеет достаточно развитую историю с яркими примерами. Дореволюционные документы позволяют говорить о том, что в российском обществе действовали различные локальные организации жителей, участвовавшие в благоустройстве и защищавшие свою жилую среду. Такие организации были характерны в первую очередь для относительно благополучных слоев общества. В уставе созданных в те времена обществ, в частности, было сказано: «Учрежденное с целью приведения в возможно лучшее состояние по благоустройству и удобствам населённого пункта.  Для достижения означенной цели Обществу предоставляется принимать на себя заботы:

а) о лучшем состоянии существующих улиц, пешеходных дорожек, канав, мостов, освещения, водоснабжения, устройстве новых улиц, дорог, дорожек, каналов, прудов, мостов; 
б) об удобных и дешевых сообщениях, улучшении местности в санитарном и противопожарном отношениях; 
в) об украшении его устройством бульваров, аллей, садов;
г) о содержании охраны имуществ членов Общества».

Общество брало на себя осмотр (в санитарном и противопожарном отношении) домов и помощь в устранении нарушений. 

Напомню о такой давно известной форме самоорганизации жителей, как домкомы. Они были одним из наиболее распространенных институтов социального контроля и социальной помощи. Первые из них появились в 1915 г. по распоряжению властей.
       
В период полной разрухи именно домовые комитеты на некоторое время оставались единственной структурой, хоть как-то оказывавшей помощь жителям. В 20-е годы существовали объединения жителей многоквартирных домов, которые назывались жилищными товариществами. Жители вынуждены были объединяться и создавать эти организации специально, чтобы спасти свои дома от разрушения (разворовывания досок и бревен для печек) жителями соседних домов в период сильных холодов на фоне полного бездействия местной власти. С конца 20-х годов в городах существовали жилищно-строительные кооперативы, а в сельской и пригородной местности – уличные комитеты. 
         
В середине 80-х по всем городам и весям трудились молодые жители СССР, создававшие свои Молодежные Жилищные Комплексы (МЖК), которые стали прекрасными образцами самоорганизации на локальном уровне, причем помимо вопросов создания своей жилой среды лучшие МЖК вкладывали много сил и в создание своего «соседства», формирования «соседского духа», «чувства соседства». В конце 80-х годов сначала в Москве, чуть позже в других городах тогда еще СССР стали появляться самые разные локальные объединения жителей, направленные на улучшение своей жилой среды. 

Причины появления этих организаций различны – от борьбы «Против»: против сноса домов и переселения, против строительства и т. д. к борьбе «За» – за снос старой помойки в центре двора, за право на приватизацию, на организацию своего жизненного пространства так, как это видят и хотят сами жители.
         
Современное жилищное законодательство само выступило важнейшим социальным организатором! Там, где еще недавно самоорганизация была правом – она стала обязанностью, а в нашем случае – острой необходимостью.
         
Совет многоквартирного дома – это общественное добровольное объединение граждан (нанимателей, собственников жилья) по месту их жительства в МКД в целях совместного решения социальных проблем в жилищной сфере, осуществления общественного контроля за содержанием, технической эксплуатацией и ремонтом жилых домов, а также содержанием придомовых территорий, объектов благоустройства и озеленения.
         
Качество работы Совета многоквартирного дома, а значит и уверенность жителей в том, что их деньги расходуются правильно, будет напрямую зависеть от сознательности, работоспособности и добросовестности членов такого совета.
         
Совет дома, избирается на общем собрании, на котором можно обсудить и оценить кандидатов. В конце концов, это Ваши соседи, и Вы должны иметь общее представление об их личностных и деловых качествах.
         
Данный орган, включая председателя, подотчётен общему собранию собственников помещений в многоквартирном доме, которое в случае ненадлежащего исполнения Советом своих обязанностей может в любой момент его переизбрать.
         
Специалисты Общественного комитета Народного Контроля готовы как оказать информационное содействие, так и принять непосредственное участие в работе и организации советов многоквартирных домов.


С уважением,
руководитель общественной приёмной «Общественного Комитета   Народного Контроля» Пётр Горошко.