Морской завод в Кронштадте

Морской завод

Крепнущие Военно-Морские силы Российской Империи нуждались в мощном производственном и ремонтном комплексе, где должны были также проводиться научные разработки и модернизация морских судов. В 1847 году началось строительство Пароходного завода по проекту военных инженеров, которые осознавали всю важность задумки для всей России того времени. Завод строился в течение 11 лет силами крепостных крестьян, в процессе строительства назначение Пароходного завода изменилось. Теперь заводу предписывалось не только строить новые военные суда, но также и ремонтировать существующие.

4 (16) марта 1858 состоялось торжественное открытие Пароходного завода — на церемонию прибыл сам император Александр II. Это важное событие стало своеобразной революцией в технологии строительства кораблей Балтийского флота. Теперь стало возможным переоснащение военных кораблей — устанавливалась паровая тяга, менялось оборудование и вооружение. В частности, был обновлен фрегат «Олег», установили паровые двигатели на линейные корабли «Цесаревич» и «Синоп». Здесь начали нарезать гладкоствольные орудия, которыми оснащали военные суда, металлическую броню — впервые в Российской Империи.

Завод славится многочисленными изобретениями в области кораблестроения, особенно новыми паровыми механизмами, которые экспонировались на международных выставках. Технологические мощности Пароходного завода позволяли уже во второй половине XIX века осуществлять производство бронированных военных судов, производить ремонт и модернизацию кораблей, возвращавшихся в Кронштадт. В то же время, Пароходный завод наращивал производственные мощности, обновлял оборудование и расширял спектр производства.

К началу XX века завод приобрел еще большее значение для Русского флота. Например, в 1904 году для похода на фронт Русско-Японской войны в сухих доках Пароходного завода строили новые корабли с мощным вооружением. Позже, во время Первой мировой, завод также получил огромное признание Военно-морского флота за неоценимый вклад за поддержание кораблей и их вооружения в боеспособном состоянии.

Развитие технологий, течение времени — эти факторы никто не отменял, заводу требовалась реконструкция. В 1929 году завод был переименован в Морской, в последующие годы была проведена значительная модернизация оборудования, что оказалось очень кстати. Завод работал на полную мощность и в годы Великой Отечественной войны, несмотря на многочисленные бомбежки. За неоценимый вклад в дело победы, за героический, самоотверженный труд в годы войны он в 1944 году был награжден Орденом Ленина. Сегодня Морской завод — это современное предприятие, на котором работает около тысячи опытных кораблестроителей, преданных Отечеству.