Морской канал — важный стратегический объект для Кронштадта, Санкт-Петербурга и России

Морской канал
Морской канал

Река Нева, на протяжении веков впадая в Финский залив, образовала в нем гигантскую песчаную отмель, по которой не могли пройти большие корабли с низкой посадкой, в частности, военные и торговые суда. Поэтому все тяжелонагруженные корабли причаливали к острову Котлин, к городу-порту Кронштадт, где проходила перевалка грузов на более мелкие корабли — баржи-лихтеры - они, в свою очередь, шли в Санкт-Петербург. Экспорт грузов проходил также с перегрузкой в Кронштадте.

Непосильная нагрузка на Кронштадт спала 15 (27) мая 1885 года, когда прошло торжественное открытие Морского канала. По нему и пошли торговые суда напрямую к устью Большой Невы, а Кронштадт вновь стал крупнейшим военным портом на Балтике, как и было предписано. Морской канал соединяет фарватер, пролегающий к югу от острова Котлин с участком устья Большой Невы, где глубина достаточна для прохода крупных кораблей с низкой посадкой. Общая протяженность канала — 18 морских миль.

Таким образом, значительно снизились транспортные расходы, упростилась доставка грузов морским транспортом, ускорился процесс экспорта и импорта морем. Суда больше не стоят в очереди к перевалке, следуя к порту Петербурга. Сегодня работы по углублению Морского канала продолжаются, скоро проходная осадка увеличится до 13 метров.