«Мы из Кронштадта», или О любимце отечественного кинематографа

Книги В. Пикуля

Кронштадт, наряду с обеими столицами, — один из любимейших городов отечественных писателей и режиссеров. Кронштадтцы могут почитать о своем городе в огромном количестве книг и увидеть знакомые пейзажи в самых разных кинокартинах — от исторического «Адмирала» и психоделических «Гадких лебедей» до комедийных «Особенностей национальной рыбалки». В чем же секрет такой популярности?

Возможно, в особой атмосфере этого города и его славной истории в сочетании с удивительной северной природой и старой архитектурой. На протяжении почти двух веков Кронштадт был основной базой Балтийского флота, прекрасно оснащенной постоянно модернизируемой крепостью, оплотом весьма уважаемого морского офицерства - военной элиты. И поэтому неудивительно, что именно в Кронштадте происходит действие огромного количества книг, посвященных военно-морскому флоту.

Это и многочисленные художественные произведения (Вс. Вишневского, В. Пикуля, Л. Соболева, В. Трифонова), и мемуары очевидцев («Кронштадт и Питер в 1917 г. Ф. Раскольникова»), и исторические хроники (Тимофеевский, «Краткий исторический очерк двухсотлетней истории Кронштадта», Эврич «Восстание в Кронштадте» и мн. др.).

Богатая история города в нынешний век высоких технологий и распространения кинеметографа привела в Кронштадт режиссеров многочисленных экранизаций («Мы из Кронштадта», «Кортик», «Гардемарины, вперёд!», «Адмирал», «Статский советник», «Первый после Бога»), а постапокалиптичные ландшафты полуразрушенных фортов и недостроенной дамбы привлекли творцов артхауса и современного кино (это «Поводырь», «Андерсон», «Юг», «Гадкие лебеди», «Повелитель луж», «Кин-дза-дза»).

Статский советникГардемарины Гадкие лебеди