Погружение в историю: музей военно-морской славы

Интересные факты

  • НАТО присвоило лодкам серии 613 кодовое наименование «Виски», что означало «Лодка на скалах»;
  • Субмарина С-189 была одним из двух судов, охранявших Никиту Хрущёва, пока он вёл переговоры о Карибском кризисе. В начале 60-х годов 20-го столетия лодки в день переговоров несли дежурство в океане;
  • Подлодка-музей успела засветиться на экране, став местом съёмок документального фильма. Судно попало в кадр в эпизодах, когда снимали боевые действия на воде. Картина с участием настоящей боевой субмарины даже получила награду за лучший документальный фильм;
  • За историю боевой службы судну довелось поучаствовать в задержании иностранного шпиона. Пришвартованные неподалёку от Адмиралтейских верфей лодки пытался сфотографировать какой-то подозрительный человек, его увидел нёсший вахту матрос и вызвал милицию;
  • Корабельный праздник отмечается 17 марта – именно в этот день, в 1955 году, ПЛ-189 официально вошла в боевой состав ВМФ Советского Союза;
  • За время существования в музее побывало более 130 тысяч посетителей.

Где находится подводная лодка и как до неё добраться

Достопримечательность расположена на Васильевском острове, на набережной лейтенанта Шмидта, напротив дома №31. Пройти внутрь получится через пассажирский терминал.

Неподалёку находятся:

  • Церковь святой Анастасии;
  • Музей Рерихов.

Добраться до музея можно:

  • На метро. Вам нужна станция «Василеостровская». От неё нужно пройти до места пешком около получаса, либо воспользоваться наземным транспортом (автобусом №1);
  • Наземным транспортом. Ближайшие остановки: «16 и 17 линии ВО», до неё курсируют автобусы №№152, 1, 128, 7, 42, маршрутки №№ К-690, К-350, троллейбусы №№10, 11, «18 и 18 линии ВО», сюда идёт автобусный маршрут №1 и маршрутка № К-359-Б.
  • Пешком. От Эрмитажа двигайтесь в сторону Дворцового моста, перейдите его и дальше идите по Университетской набережной, никуда не сворачивая. Путь займёт около часа.

Информация о музее

Часы работы подводной лодки – музея

11.00 – 18.00, касса работает до 17.00
Выходные дни – понедельник, вторник.
В период навигации на Неве расписание может меняться.

Стоимость посещения подводной лодки

Взрослые – 400 рублей;
Школьники, пенсионеры – 200 рублей;
Дети – бесплатно;
Фотосъемка – бесплатно.

Если одновременно собирается 10 посетителей, то проводится бесплатная экскурсия.

Как добраться

С-189 пришвартована у плавучего причала Ленинградской Военно-Морской базы. Причал находится напротив дома № 33 по Набережной Лейтенанта Шмидта (угол набережной и 16-й линии Васильевского острова).
Вход на причал через пассажирский терминал напротив 19-й линии.
Проехать можно от метро Василеостровская.
В 1-м километре ниже по течению Невы находится ледокол-музей “Красин”.

“С-189” – фотоэкскурсия

Подводная лодка С-189. Вид с Набережной Лейтенанта Шмидта.

Вид на “С-189” с плавучего причала.

На рубке лодки эмблема подводного флота СССР. Буква “Т” на фоне красной звезды, вероятно, означает победу в торпедных стрельбах на приз главнокомандующего ВМФ в 1978 году.

Спасательный костюм.

Койка на электродвигателе.

Газоанализатор. Таких было по несколько штук в каждом отсеке, так как качественный воздух – основа жизнедеятельности ПЛ.

Таблица перестукивания. При помощи этой “азбуки” задраенные отсеки могут общаться между собой.

Вид из люка дизельного отсека на корму.

Дизельный отсек. Двигатели в процессе переборки.

Если не ошибаюсь, пульт управления топливными цистернами.

Командирские!

В штурманской каюте (вернее, выгородке).

Рубочный люк.

Центральный пост. Количество различных маховиков и штурвальчиков поражает…

Самый правильный вариант часов.

Перископ.

Автомат управления торпедной стрельбой.

Вид в трюм через шахту перископа.

Вид через люк на первый (носовой, торпедный) отсек.

Люк для погрузки торпед в первом, носовом отсеке.

Кстати, кормовые торпедные аппараты заряжались напрямую снаружи и запаса не имели.

Носовые торпедные аппараты.

Прибор управления торпедной стрельбой.

1 отсек. Запасные торпеды, слева вверху – имитатор подводной лодки, подвесные койки. Всего в первом отсеке хранилось 6 запасных торпед и жили 16 моряков.

Вся электропроводка в лодке штатная и штатно же работает.

В отличие от лодки “Д-2”, полностью превращённой в музей, “С-189” практически на ходу. Если на “Д-2” при создании музея убирали лишнюю электропроводку, водяную и воздушную арматуру, делая лодку просторней и понятней, то на “С-189” все штатные системы отремонтированны и работают.
По словам экипажа лодки (язык как-то не поворачивается назвать отставных подводников “сотрудниками музея”), лодка находится в отличном состоянии, осталось закончить переборку дизелей и можно отправляться на штурм глубины.
При этом, не надо забывать что с 1998 по 2005 год лодка лежала на дне Купеческой гавани Кронштадта и была поднята исключительно благодаря самоотверженной работе ветеранов-подводников и на их же средства.

Подъём “С-189”.

Лодка на понтонах после подъема.

Фотографии с сайта baltspecflot.ru

Рубка лодки, вид с кормы.

Подводная лодка С-189.

В заключение хочется ещё раз отметить, что “С-189”, без сомнения, уникальный корабль. Уникальный, потому что сохранился до наших дней, уникальный, потому, что восстановлен до ходового состояния, до последней заклёпки после 7 лет нахождения под водой.
И будем надеяться, что рожденная заново лодка проживет долгую жизнь, заразив запахом моря не одно поколение своих посетителей.

Как добраться до Музея военно-морской славы, режим работы, цена билетов

Музей находится на территории парка “Остров фортов”. До него можно добраться на машине по Цитадельской дороге или на автобусе. Приезжая на машине, учитывайте, что стоянка там не очень большая, а машин очень много, в результате чего машины ставятся вдоль всей обочины.

Автобусы ходят только по Кронштадтскому шоссе и ближайшая остановка – это “16-й квартал”. От нее идти до Острова фортов минут 20. До Кронштадта ходят автобусы №101, 101Э и 207. Автобусы № 101 и 101Э идут от метро “Старая деревня”, а автобус № 207 от метро “Проспект Просвещения”.  Автобус № 101 идет до Кронштадта 1 час 10 минут, № 101Э 40 минут, а № 207 1 час 45 минут, но это при условии отсутствия пробок на дорогах.

Сам музей находится в правой части парка на берегу залива. Это большое здание с треугольными крышами и смотровой площадкой наверху. Музей работает со вторника по воскресенье с 10:00 до 19:00, понедельник выходной. Билет стоит 400 рублей для взрослых и 200 рублей для детей, студентов, пенсионеров и других льготных категорий граждан. Билет можно купить как в музее на кассе, так и на официальном сайте музея.

Вход в музей находится с обратной стороны здания, с набережной входа нет. Здание можно обойти с любой стороны или пройти через центр, поднявшись по лестнице на смотровую площадку на крыше. С крыши открывается замечательный вид на залив, парк Остров фортов и окрестности.

Атомная подлодка К-3 «Ленинский комсомол»

Центральным экспонатом музея является первая в СССР и третья в мире атомная подводная лодка К-3 «Ленинский комсомол», в создании которой приняли участие более 135 организаций из разных уголков необъятной страны: научные институты, конструкторские бюро, промышленные предприятия. Она была спущена на воду в 1957 году, в 1962-м совершила свой знаменитый длительный переход подо льдами Северного Ледовитого океана и была выведена из состава боевого флота в 1988 году.

В 2002-м ее перевезли в город Полярный в Мурманской области, а спустя еще 4 года транспортировали в соседний Снежногорск. Откуда в 2021 году наконец перевезли в Кронштадт. Здесь на Кронштадтском морском заводе ее капитально отреставрировали.

Сегодня «Ленинский комсомол» — единственный в мире стометровый подводный атомоход, превращенный в музей, расположенный на суше в крытом помещении.

Внутренняя экспозиция К-3 «Ленинский комсомол» открылась для посещения 26 декабря 2023 года.

Настенька Павлик

Like this post? Please share to your friends: